Проект «Блэкаут сторителлинг» представляет собой серию художественных акций, основанных на взаимодействии со зрителями и создании визуальной поэзии через процесс блэкаута. Cочетает в себе элементы театра, поэзии, и визуальную эстетику, создавая уникальный и иммерсивный художественный опыт, где зрители принимают непосредственное участие в процессе создания произведения искусства.
Основная идея проекта заключается в коллективной интерпретации и трансформации текстов через процесс блэкаута. Художник выступает как куратор и фасилитатор, выбирая тексты, которые служат отправной точкой для творческого процесса. Зрители, в свою очередь, становятся соавторами, применяя метод художественного вычеркивания к этим текстам, создавая визуальные интерпретации, открывающие новые смыслы и перспективы.
В рамках каждого события проекта зрители погружаются в тематическую выставку, где представлены визуальные работы (живопись, графика, фотография). Выбирая картину, которая резонирует с ними на эмоциональном или концептуальном уровне, участники получают возможность прочитать или воспроизвести созданные ими блэкауты на фоне выбранного изображения.
Сам процесс чтения или воспроизведения блэкаутов дополняется видеосъемкой, которая запечатлевает перформативный момент и реакцию участников. Это создает динамичное и многослойное произведение искусства, где текст, изображение, и исполнение переплетаются и дополняют друг друга, раскрывая новые уровни понимания и интерпретации.
«Блэкаут сторителлинг» исследует границы между традиционной художественной формой и интерактивными практиками, открывая новые возможности для участия и творческого самовыражения зрителей. Он становится отражением современного искусства, которое стремится к стиранию границ между зрителем и художником, создавая коллективное пространство для творчества и диалога.
В рамках проекта проводится несколько различных событий, объединенных общим методом создания. Каждое из событий посвящено разным темам, таким как экология и локальная идентичность, репрессии в СССР, абсурдизм и гротеск, теория искусства и авангард, а также работа с персонажами и глянцевой прессой.
Фото акции в Челябинском камерном театре
Blueout. Небесный сторителлинг
2019, на выставке «Искусство и экология 2», зал искусств ЮУРГУ (Южно-Уральский государственный университет ). Акция носила название «Blueout. Небесный сторителлинг». Для художественного зачеркивания использовались синие (цвет неба) маркеры вместо черных и тексты на тему экологии, природы, места:
— статья «Уехать или остаться» О. Семёновых, 2015 (публикации в журналах Деловой Квартал, Курс дела)
— статья куратора о выставке «Искусство и экология» А. Разуев, 2019
— Цитаты Б.А. Дубровского, губернатора Челябинской области
— Д.Н. Мамин-Сибиряк. По Зауралью (путевые заметки, 1886)
— История Карабаша, энциклопедия (экологически проблемный город)
— 25 фактов о Челябинске (сайт мегафакты.рф )
— Статьи о Челябинске (журнал neofakty74.livejournal.com )
Итоговое видео, расширенный вариант документации, длительность 14:28
Есть укороченный вариант видео документации, только чтение, длительность 5:30
Имеется печатный каталог выставки «Искусство и экология».
Красный сторителлинг
2019, на выставке «Без границ» (неофициальная живопись 1920-1940 годов — Р. Р. Фальк, И. Машков, М. М. Аксельрод и др.) в Челябинском музее искусств, акция носила название «Redout. Без границ.» Redout — авторская модификация Олегом Семёновых методики блэкаута (вместо черных маркеров использовались красные). Методика адаптирована к теме выставки, ведь «red» (красный цвет), для 1920-1940 годов играл важную роль в СССР. В игровой форме участники осмыслили данный временной период на основе текстов писателей той эпохи — А. Макаренко, Н. Островский, М. Шолохов, М. Булгаков, В. Катаев, А. Беляев, И. Ильф и Е. Петров, отрывки из книг которых подобрал художник. Итоговое видео носит название «Красный сторителлинг», длительность 6:48
Наталья Козлова, куратор выставки: «Акция, насколько это возможно, органична с выставкой. Этот процесс вычеркивания коснулся самих художников — их жизни, их судьбы, их творчество, оказались вычеркнуты из потока. Власть вычеркивала кого-то, вытесняла, а кого-то избирала.»
Художники выставки: А.В. Куприн, Н.М. Чернышов, И. Машков, С. Луппов, Р.Р. Фальк, В.В. Каптерев, И.П. Астапов, Е.Е. Рожкова, Р.М. Рабинович, В.В. Пакулин, М.М. Аксельрод, Е.Л. Коровай
Герои историй, которые создали участники мероприятия, это персонажи книг, написанных в 1920-1940 годы: Павел Корчагин, Человек-амфибия (морской дьявол), инженер Гарин, Зоя Монро, Понтий Пилат, профессор Воланд, Илья Муромец.
Живописный сторителлинг
2018, на персональной выставке «Не портретное сходство» Олега Семёновых, материал текстов – «локальный глянец», журнал Собака. Зрители выстраивают историю, связанную с картинами «не портретов» на выставке, итоговое видео, длительность 6:24 мин.
Сторителлинг по Пелевину
2018, перед премьерой спектакля «Generation П» в Челябинском Камерном театре, на основе текстов одноименной книги В.О. Пелевина. Зрители экспериментируют, полученное итоговое видео, длительность 5:59
Абстрактный сторителлинг
2018, на групповой выставке «Радиус квадрата», на основе текстов К. Малевича, В. Кандинского, Гринберга и др. теоретиков авангарда и современного искусства. Художники и зрители осмысляют наследие авангарда, полученное итоговое видео, длительность 8:00 мин.